Все возможные размеры бордюров

Бордюрный камень: размеры и виды

Для покупателей, подбирающих бордюрный камень, размеры каждого отдельно взятого элемента становятся одним из самых важных критериев. По этим параметрам выделяют бордюры тротуарные, садовые, дорожные. И чтобы знать, какой товар покупать, с данными показателями необходимо ознакомиться внимательнее

Очень важно проверить соблюдение нормативных требований. Но если вы будете делать покупки в «СтройДомИнвест», по этому поводу можете не волноваться

Мы четко придерживаемся всех норм.

Какие размеры должен иметь бордюрный камень по ГОСТу

Начнем с элементов, которые устанавливаются вдоль дороги, отличаются крупными габаритами, повышенной прочностью и долговечностью. Определяет размер дорожного бордюра ГОСТ 6665 91, и габариты в мм будут такими:

  • длина – 1000;
  • высота – 300;
  • ширина – 150-180.

Марка так и обозначается, например, БР100.30.15. Дорожный бордюр обязательно должен соответствовать приведенным характеристикам. Только в таком случае его можно считать качественным. Причем государственный стандарт определяет не только габариты элементов, а и тонкости производственного процесса, состав смеси, используемой для изготовления изделий. Если бордюр будет изготовлен без соблюдения действующих норм, его просто не разрешат использовать для обустройства магистрали, применение таких элементов считается нарушением.

Если рассматривать садовый бордюрный камень, он будет компактнее, потому как требования к его прочности и габаритам другие. Да и работать удобнее с небольшими изделиями. Их параметры в мм будут такими:

  • длина – 500;
  • высота – 200;
  • ширина – 40, 60 и 80.

Но даже если речь идет про садовый бордюрный камень, ГОСТ остается решающим в процессе производства

Поэтому важно покупать продукцию у проверенных производителей

Заказывайте товар в «СтройДомИнвест»

Независимо от того, какой вам нужен бордюр: садовый, тротуарный или рядовой, в нашей компании вы купите нужный товар. Мы гарантируем его соответствие установленным государством нормам. А чтобы сотрудничать с нами было выгоднее, предлагаем:

  • изделия в любых вариантах исполнения и в любом количестве;
  • невысокие цены, возможность получить дополнительную скидку;
  • услуги по установке садового бордюра и тротуарной плитки.

Будьте уверены, закупая товар в «СтройДомИнвест», вы останетесь довольны результатами сотрудничества, сможете выбрать любой необходимый тип, цвет и размеры бордюрного камня.

Покрытие пешеходных дорожек

Раньше тротуары делали из цельных элементов камней или древесины. Современные возводят совсем иными способами. Рассмотрим некоторые из них:

  • Монолитный тротуар из бетона. Такие дорожки встречаются в каждом городе России, ведь этот способ облагораживания пешеходных тротуаров является простым и практичным. В месте расположения тротуара убирается плодородный слой, засыпается гравий или шлак, затем следует насыпь из песка. Поверхность выравнивается, устанавливаются бордюры и площадь заливается бетоном повышенной прочности.
  • Тротуар из плитки. Тротуарная плитка — это очень прочный материал. Его основу составляет цемент. Изготавливают плитку путем вибропрессования, поэтому ее структура получается такой прочной и плотной. В некоторых случаях при изготовлении тротуарной плитки используется армирование. Подушка для клади делается точно так же, как и в случае с монолитным покрытием. Укладывается плитка, как правило, вручную. Между собой элементы тротуара никак не фиксируются. Использование красителей позволяет получить плитку самых неожиданных расцветок.

Есть и другие способы возведения тротуаров, но они используются только в индивидуальном порядке, для оформления главных улиц, для создания рисунка и т. д. Покрытие выбирается исходя из назначения.

Тротуарное покрытие должно быть немного выше уровня почвы, чтобы влага уходила с дорожки к газону. Пыль, грязь и листья будут раздуваться ветром к краям газона. Тротуар всегда будет оставаться сухим и чистым. Если уровень тротуара находится ниже, тогда необходимо оборудовать водоотводные трубы по бокам дорожки или установить высокие бордюры.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Разновидности камней для бордюров

Бордюры делают из бетона, железобетона, песчаника, кирпича и гранита. В зависимости от назначения выделяют несколько разновидностей камней для ограждений:

  1. Магистральный, или дорожный. Выполняется из качественного мелкозернистого бетона, обладает хорошей стойкостью к химическим веществам, воздействию снега, дождя, морозов. Поребрик из бордюрного камня имеет высокую стойкость к вибрации и физическим нагрузкам. Весит один блок 94 кг, а его размеры (длина, ширина, высота) составляют 100/300/150 мм. Самым распространенным его цветом является серый, реже встречается черный и красный.
  2. Тротуарный борт тоже делают из бетона. Его вес — 36 кг, а размеры — 1000/200/80. Бордюры выпускают в богатой цветовой гамме, чтобы они красиво сочетались с тротуарной плиткой (есть оранжевые, красные, оливковые и коричневые блоки разных оттенков).
  3. Садовый и газонный бортовой камень используется в ландшафтном дизайне, поэтому производители делают акцент на его внешнем виде, а не на высокой прочности. Такие бордюры не только изготавливают из окрашенного в разные цвета бетона, но и используют в качестве материалов для них гранит, песчаник, выпускают элементы разной формы. Бортовые блоки для клумб и газонов обладают небольшими размерами: 400/200/50.

При изготовлении дорожных бортов бетон часто армируют с целью укрепления, а для садовых бордюров применяют натуральный камень или кирпич, который стоит дешевле.

По какой технологии производится правильная установка бордюров

Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:

  • 1. Разметка на местности;
  • 2. Рытье траншеи;
  • 3. Подготовка траншеи:
    • 3.1. Очистка и выравнивание;
    • 3.2. Уплотнение.
  • 4. Устройство основания:
    • 4.1. Укладка геотекстиля;
    • 4.2. Отсыпка щебня или песка;
    • 4.3. Заливка бетона.
  • 5. Установка бордюров;
  • 6. Фиксация камней;
  • 7. Заделка швов.

Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.
Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.
Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.

  • Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
  • Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.

Устройство основания производится в несколько слоев:

  • 1. Укладка геотекстиля. Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
  • 2. Отсыпка сыпучего материала. Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
  • 3. Заливка бетона. Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.

В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.
Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:

  • Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
  • Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.

Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.
Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.
Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках

, нарекания вызывают такие нюансы:

Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

Материал хорошо горит.

Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28

сантиметров, толщина:0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см

. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Правила монтажа бордюрного камня

На практике установка бордюра для дорожки из тротуарной плитки может оказаться проще, чем кажется. При выполнении работ потребуется инструмент в соответствии с перечнем.

До начала укладки бордюрного камня следует определиться с параметрами будущего покрытия. Для защиты от дождя рекомендуется сформировать полотно дорожки выше уровня земли на 2-4см.

С этой же целью следует обеспечить уклон покрытия 2-4 градуса. Возможно, продольный уклон уже обеспечен условиями ландшафта. В противном случае полезно расположить бордюр по обеим сторонам дорожки с разницей по высоте 1-2см.

Поребрик для покрытия из тротуарной плитки необходимо установить на определенном и точном расстоянии, чтобы обеспечить размещение брусчатки без подрезки. Расчет ведется с учетом зазора между элементами покрытия 2-4мм.

При отсутствии опыта лучше скопировать необходимый размер с готовой дорожки. Лоток для отведения воды имеет наклон боковых поверхностей, так что при его использовании следует брать в расчет наибольшую ширину элемента.

Теперь можно приступить к укладке бордюра своими руками в соответствии со следующим планом:

Дорожку размечают с помощью обноски из шпагата и колышков.
Копают канавку с учетом размеров поребрика и уровнем поверхности дорожки. Суммарная высота песка и раствора под бордюром составит порядка 7-9см. Если бордюрный камень имеет высоту 20см, а дорожку планируют выше грунта на 3см, глубина канавки составит 25см. При этом имеется в виду размещение бордюра заподлицо с поверхностью покрытия. Траншею ровняют и трамбуют.
В канавку засыпают слой песка 6-8см. Последний выравнивают, увлажняют и трамбуют.
Натягивают шпагат для контроля размещения бордюра по уровню и направлению.
Готовят раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Последний должен быть достаточно густым и не растекаться при укладке.
Раствор укладывают на место размещения поребрика.
Бордюр аккуратно кладут в канавку и ровняют в соответствии со шпагатом, нанося удары резиновой киянкой.
По обеим сторонам поребрика мастерком укладывают раствор так, чтобы полностью закрыть подошву бордюра

Операция обеспечит достаточную надежность ограждения для дорожки.
Там, где бордюрный камень уже выставлен, траншею можно осторожно засыпать землей, не касаясь поребрика. В таких условиях созревание бетона пройдет быстрее.
Выставленное ограждение для дорожки нельзя использовать до окончательного застывания цемента в течение 10-20 суток.
Когда бетон созреет полностью, можно укладывать брусчатку

Грунт с наружной стороны бордюра трамбуют, подсыпают и выравнивают после завершения монтажа плитки.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Поребрик: что это

Бордюр является своего рода разделителем между тротуаром и проезжей частью, которые находятся на одном уровне. Он может быть выполнен из кирпичей, которые находятся в вертикальном положении. Также он может быть изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. А поребрик — это небольшое ограждение между тротуаром, газоном или дорогой.

Зачастую материалом для поребрика может служить гранит. Например, в Санкт-Петербуге это довольно распространенное явление. Он присутствует вдоль всех набережных и на некоторых старинных улицах. Основными плюсами такого материала являются долговечность, высокая устойчивость к влаге и температурным перепадам, к механическим воздействиям. Также большую роль играет внешний вид материала. Изделия из него значительно преображают улицы города. Но единственным минусом является его стоимость. Поэтому далеко не в каждом городе можно наблюдать поребрики из гранита. Из этого стоит сделать вывод, что поребрик — это не просто защита пешеходов от автотранспорта, но и своего рода украшение городских улиц.

Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики

Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.

Вибролитье

Вибропрессование

Геометрия

Правильная форма, четкие размеры.

Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы.

Прочность

Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность.

Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента.

Качество внешней поверхности

Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность.

Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес – это низкая стоимость конструкции.

Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:

  • БкР – форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
  • БкУ – для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
  • БкК – строительная конструкция специальной конусной формы.

Бордюрный камень из гранита: размеры, особенности

Гранитный бордюрный камень

Главное преимущество таких изделий – долговечность, т. к. они очень прочны, отличаются износоустойчивостью. Кроме того, гранит выглядит привлекательно. Однако это тяжелый материал. Монтаж будет сложно производить, а цена высокая. Основные разновидности такого камня:

  • высота: от 70 см до 2 м;
  • высота: от 15 до 60 см;
  • ширина: 8-20 см.

Если планируется выполнять монтаж бордюра на садовом участке или местности, где есть грунтовое покрытие, лучше сооружать поребрик, это позволит избежать наплыва земли за установленные пределы. Достаточно предусмотреть положение бордюрного камня так, чтобы он превышал основную поверхность на несколько сантиметров.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).
    Установка бордюра: схема
  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.
    Проведение работ по установке бордюров и поребриков
  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления бетонного бордюрного камня своими руками вам потребуются следующие материалы:

  • цемент марки М400 или М500;
  • гравий или щебень фракции не более 40 мм;
  • мытый или речной песок крупной фракции;
  • пластификатор или жидкое моющее средство;
  • чистая вода;
  • пигментный краситель (если нужно сделать цветные изделия).

В случае изготовления монолитных бетонных бордюр для садовых дорожек в перечень материалов нужно добавить материал для устройства опалубки. Это должен быть плотный гладкий листовой материал или штатная мелкощитовая опалубка заводского изготовления, бруски, гвозди и металлические штыри для фиксации опалубочной конструкции. Для усиления бетона можно использовать стальную арматуру в виде прутка диаметром 6 мм, которую соединяют вязальной проволокой.

Чтобы выполнить эту работу, потребуется следующий инструмент и оснастка:

  • бетономешалка и емкость для приема готовой бетонной смеси;
  • вибростол или погружной строительный вибратор;
  • формы для заливки бетона или строительный уровень и рулетка;
  • лопаты, мастерок, шпатель.

Для сборки опалубки при устройстве монолитного бордюра нужно приготовить молоток, ножовку и шнур.

Самодельные и купленные формы

Способов, как сделать формы для бордюр, существует много. Главное условие — наличие гладкой формующей поверхности. Поэтому в работе рекомендуется использовать:

  • листовую сталь толщиной не менее 0,7 мм;
  • водостойкую или ламинированную фанеру;
  • струганную доску и другие аналогичные материалы.

В качестве готовой формы можно использовать широкий швеллер (более чем 16-й номер). Для этого достаточно закрыть его торцы и можно заливать бетон. Чтобы обойтись без сварки, порежьте на торцах в полках пазы, а затем вставьте в них металлические пластины.

Если у вас нет желания делать формы, то их можно приобрести в магазине или взять напрокат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайдинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: