Лампы «тиффани». как витраж изменил историю светильников?

Теплый и холодный свет

Теплое освещение привносит в обстановку уют и расслабляет, а холодное концентрирует. Согласно закону тепло-холодности (хоть он и достаточно условен) тени при теплом свете следует делать более холодными и наоборот. Теплоту дает свет электрической лампы, открытого огня, заката солнца и в большинстве случаев дневное освещение на плэнере. Тени обычно приобретают голубовато-серый, зеленоватый, фиолетовый и синеватый оттенок.

Свет, проникающий в помещение из окна, излучаемый солнцем в ненастную погоду и люминесцентной лампой, как правило, холодный. Окутанные легкой дымкой освещенные участки предметов приобретают голубоватый, белесый и темно-серый цвет. Тени, наоборот, выглядят теплыми – красноватыми, зеленоватыми и коричневыми.

Витражи Фрэнка Ллойда Райта, 1912

Витражи Райта в жилом доме

Великий американский архитектор верил в полное единство дизайна дома, и это включало не только здание и обстановку, но и окна. Прямо вдохновленный движением «Искусство и ремесло» Морриса, Райт стал основоположником нового стиля – «стиля прерий», в основе которого лежало стремление создать органичную, бесшовную архитектуру, в том числе, с помощью абстрактных композиций из стекла.

Историческое значение: 1) стекло и рисунок на нём становятся полноценным элементом декорирования интерьера, связанным с окружающей обстановкой; 2) получают широкое распространение абстрактные изображения, а не сюжетные рисунки.

Выразительность цвета

Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.

В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:

Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.

Лето — зелёный, синий, красный.

Осень — коричневый и фиолетовый.

Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.

Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

Иоханнес Иттен

Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:

Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.

В зависимости от окружения жёлтый цвет меняет свой характер. Например, на фоне розового цвета он теряет выразительность. Иллюстрация: Skillbox Media
Сальвадор Дали. «Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 г. Изображение: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.

Красный легко адаптируется под любое окружение и приобретает новые смыслы. На зелёном фоне он кажется банальным и шумным, а на сине-зелёном — разгоревшимся огнём. Иллюстрация: Skillbox Media
Анри Матисс. «Танец», 1910 г. Государственный Эрмитаж. Изображение: Государственный Эрмитаж

Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.

На жёлтом фоне синий приобретает зеленоватый оттенок, а на чёрном — сияет в своей чистоте и силе. Иллюстрация: Skillbox Media
Натан Исаевич Альтман. Портрет Ахматовой, 1915 г. Изображение: Государственный Русский музей

Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.

Иоханнес Иттен

Больше о цвете

  • Продающий красный: как цвет влияет на восприятие бренда
  • Цветовые пространства: большой разбор
  • Что такое цветовой круг Иттена и как дизайнеры подбирают цвета с его помощью

Становление модерна

На становление модерна повлияли несколько факторов:

  • рост массового машинного производства;
  • заново открытые для европейцев Япония и Китай;
  • развитие городов и городской культуры;
  • новые философские воззрения.

Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.

Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.


Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica

Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.

Один из ярких представителей этого движения ― Артур Макмердо. Его обложка для книги «Городские церкви Рена», выпущенной в 1881 году, признана первым произведением в стиле модерн. В таком же ключе, с использованием асимметричного и растительного орнамента, Макмердо оформляет мебель, обои — новый стиль начинает активно распространяться по Европе.


Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips

Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна в Бруклине, 1915 г.

«Священный град» Видение св. Иоана на острове Патмос. Авторская работа Тиффани

Витраж, состоящий из 58 панелей, считается одним из крупнейших церковных окон, сделанных «Tiffany Studios».

Карьера Луиса Комфорта Тиффани (автора данной работы) охватила почти все сферы декоративно-прикладного искусства — от ювелирного дизайна до гончарного ремесла – но в области витражного искусства он совершил настоящую революцию. Тиффани создал абсолютно новую технологию соединения стекол, которая до сих пор называется его именем и стал использовать опаловое стекло. Смешивая цвета, пока стекло было еще расплавленным, его студия могла производить молочные или опалесцирующие эффекты. Это дало возможность мастерам проявлять большую изобразительную изощренность, чем когда-либо прежде.

Историческое значение: благодаря новым методам работы Тиффани в витражном искусстве XX века началась новая эпоха.

Витражи в интерьере: цвет и стиль

Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:

Гостиная. Элементы витража могут быть выполнены в любом цвете; они идеально вписываются в стиль арт-деко, барокко, модерн, классический. Популярные техники — Тиффани, заливка, фацет, фьюзинг, пленочная.

В гостинойИсточник bristolurnu.org

Кабинет. В отличие от гостиной, яркие краски здесь не рекомендуются. Для фасада шкафа или перегородки подойдет полупрозрачный витраж в благородных бежево-коричневых и зеленых оттенках.

В кабинетеИсточник m-strana.ru

Спальня. Витражная картина на ширме, светильнике или спинке кровати сделает спальню уютнее. Предпочтение отдается спокойным, нежным оттенкам и природным сюжетам в технике Тиффани или пескоструйной.

В этно-стилеИсточник houzz.co.uk

Ванная. Сюжеты витражных картин для ванной безграничны — от морского берега до цветущего японского сада. Используются матовые и зеркальные, с разной степенью прозрачности, устойчивые к влаге витражи.

Декор большого окнаИсточник instasaver.org

Кухня. Ни одна хозяйка не откажется от атмосферы праздника, создаваемой ярким витражным декором с растительными или геометрическими мотивами. Вариантов использования масса: окна, двери, фасады мебели, кухонный фартук.

Фацетное стеклоИсточник houzz.co.nz

Детская

Главная особенность витражного декора — красочность, при этом важно выбирать сюжет вместе с ребенком. Рисунок Тиффани (в комбинации с росписью) размещают на двери, потолке, в окне

Пленочный витраж для детскойИсточник imagesait.ru

Прихожая. Подвесной витраж с подсветкой — хороший вариант для помещения, в котором нет окон.

В прихожейИсточник topdizz.com

Некоторые общие рекомендации

Узоры и рисунки на абажуре люстры обычно выбирают, учитывая конкретный стиль, в котором оформлен дом или квартира:

 

для классического стиля лучше всего подойдет абажур с геометрическими фигурами. При этом и сам абажур должен напоминать какую-либо геометрическую фигуру;

для стиля модерн лучше всего подойдут люстры с изображением всяческой природы: цветов, листьев, бабочек, стрекоз;

если у вас — кантри или прованс, то лучше всего здесь подойдут люстры с изображенными на них фруктами или ягодами.

И в заключение — несколько слов о французах, которые обозвали лампу Тиффани «мещанской». Может, отчасти оно и так, но ведь как красиво и уютно, когда в вашем жилище — такая лампа! Только представьте: вы, где-то неподалеку — собачка или чижик в клетке, а рядом — любимый человек. И всю эту идиллию освещает мягкий и добрый свет лампы Тиффани… И если это — мещанство, то что плохого в мещанстве? Нет, неправы французы… 

Хаотичный, контрастный и рассеянный свет

Свет может быть как хаотичным, так и выявляющим детали. В первом случае отдельные участки объектов освещаются выборочно, что нередко сопровождается появлением «солнечных зайчиков», во втором освещение вносит порядок – светотени располагаются логично, усиливая объем, форму и глубину цвета.

При работе в технике Старых мастеров глубина пространства достигается путем последовательного нанесения полупрозрачных слоев белил, имприматуры, лессировок и темперных смесей. Но сначала выравнивается тон и прорабатывается «световое пятно» – убираются помехи, которые мешают глазу воспринимать изображение целостным. После проработки света необходимо поработать над полутонами – убрать помехи на более темных участках картине и выровнять тональность. Чтобы не возникало перепадов между силой света на отдельных участках, работу необходимо вести по всему полотну. О выравнивании светотени по технике Старых мастеров рассказывает это видео.

Что такое светотень?

Предмет зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен. Распределение освещенности по его поверхности называется светотенью, которая показывает не только степень видимости областей предмета, но и передает его объем и конфигурацию, а также окружающую обстановку, частично поглощающую световой поток.

Свет распространяется прямолинейно и изменяет направление, когда переходит из одной среды в другую или отражается от поверхностей. В свою очередь отражение лучей позволяет видеть цвет и форму, которые воспринимаются тем или иным образом в зависимости от силы источника света, расстояния от него до освещаемого объекта и угла падения лучей.

Основные светотеневые закономерности легко прослеживаются на полоске бумаги, согнутой так, чтобы одна половина представляла собой гладкую «змейку», а другая имела несколько расположенных под углом друг к другу плоскостей.

Хорошо видно, что все поверхности имеют разную освещенность, степень которой принято делить на:

  • самое светлое место;
  • свет;
  • полусвет;
  • полутень;
  • собственную тень;
  • падающую тень;
  • рефлекс.

По каким признакам характеризуется тот или иной участок освещенного предмета можно прочитать в статье «Объем в живописи». А о том, как прорабатывать светотень с помощью наждачной бумаги рассказывается в видео, посвященному технологии оптических просветов. Методика базируется на технике Старых мастеров и состоит из нескольких этапов. Один из них – работа наждачкой, когда с помощью удаления тонких слоев имприматуры и лессировки получаются света и полутени.

Подробнее…

Здесь вначале нужно сказать об относительном недостатке ламп Тиффани. Из-за особенностей стекла лампы дают не слишком много света. Поэтому если вам нужно яркое освещение, в помещениях должны находиться несколько ламп. Только и того.

В гостиной лучше всего будут выглядеть одна-две пары бра «под Тиффани» плюс люстра в центре под потолком. При этом надо стараться, чтобы бра и люстра были выполнены в одном стиле.

В спальне хорошо дополняют друг друга потолочная люстра или торшер в стиле Тиффани. При желании торшер легко можно переставить в другое помещение. Прекрасно вписывается в интерьер и настольная лампа. При ее мягком, приглушенном свете, проходящем сквозь «стекла Тиффани», хорошо читать. Кроме того, такой свет создает умиротворение и покой — необходимые свойства спальни.

В детской лучше всего подойдет ночник Тиффани в форме цветка или какой-нибудь зверушки. Его мягкий свет поможет ребенку отвлечься и быстрее уснуть.

Наиболее эффектно витражные люстры Тиффани будут смотреться в столовой и на кухне. Такую люстру лучше всего расположить в центре кухни или установить над обеденным столом, чтобы выделить ту или иную зону.

Рабочий стол с лампой Тиффани  — это шик! Здесь лучше всего подойдет лампа со стеклами, дающими свет мягких, прозрачных тонов. Ну и, кроме того, такая лампа — украшение рабочего места сама по себе.

Место для отдыха. Для этих целей лучше подойдет люстра или бра со стеклышками приглушенных, насыщенных тонов. При ярком свете  — что за отдых?

Кстати. В настоящее время люстру Тиффани можно приобрести в готовом виде или заказать такую, какая, по вашему мнению, лучше всего подойдет для интерьера вашего жилища.

Витражи из агата в Соборе Гроссмюнстер, Швейцария, 2006-2009 г.

Оконный витраж из пластин агата в Гроссмюнстере

В 2006 году Швейцарский собор Гроссмюнстер в городе Цюрих провёл конкурс на новые оконные витражи, в рамках реставрации и обновления здания. Дело в том, что оригинальные витражи были безвозвратно утрачены более 400 лет назад. Победителем конкурса стал немецкий художник Зигмар Польке. Он предложил нестандартную идею: использовать в работе не стекло, а полудрагоценный камень агат. В результате витраж был составлен из агатовых пластин.

Историческое значение: сама по себе работа не стала всемирно известной, но в рейтинг она попала для того, чтобы продемонстрировать насколько развились технологии XXI века, насколько широк и разнообразен стал инструментарий мастеров витражистов.

…в неповторимом стиле

Луисом Тиффани были созданы шаблоны, своего рода витражные рисунки, по которым на производстве выпускали (и выпускают до сих пор) разнообразные модели дизайнерских светильников: ламп с абажурами, люстр. И за самыми известными, популярными, а также сделанными руками самого мастера охотятся коллекционеры всего мира. Знаменитые лампы «Маки», «Паутина», «Глицинии» уходят на аукционах уровня Sotheby’s за сотни тысяч долларов (а то и за миллионы).

И хотя оригинальные Тиффани-лампы, выпущенные под руководством дизайнера, уже можно считать раритетными, технологии, разработанные Луисом Комфортом Тиффани, актуальны и применяются в производстве до сих пор. Кроме того, немало дизайнеров переняли его идею и выпускают изделия в стиле «Тиффани»: осветительные приборы с основой из витражных стекол. Так страсть знаменитого художника и дизайнера к витражам навсегда осталась в истории светильников.

Цветовое воздействие

Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:


Иллюстрация: Skillbox Media

Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.


Жёлтый цвет на белом фоне кажется темнее, производит впечатление нежного тепла. На чёрном фоне он кажется светлым и приобретает агрессивный характер. Иллюстрация: Skillbox Media

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.


Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.


Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.


«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.


Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.


Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».


Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.


Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Самые редкие и дорогие лампы

Лампа Pink Lotus

Некоторое время «Розовый лотос» была самой дорогой лампой, купленной с аукциона. Одна из ранних, самых изящных и сложных моделей, в декабре 1997 г. продана с торгов Christie’s за 2 800 000$. К сожалению, экземпляр с тех пор нигде не выставлялся, и качественной, передающей красоту предмета в полной мере, фотографии найти не удалось.


Лампа Pink Lotus

Лампа Spiderweb

«Паутина» разработана в 1899 г., впервые представлена Л. К. Тиффани на выставке в 1900 г., затем в 1901 г. Вначале модели предназначались для керосинового освещения, потому топливные емкости виртуозно маскировались в мозаичных, с цветочным рисунком балясинах. Спустя несколько лет после выпуска первой «Паутины», ее проект был изменен под электричество, для чего фитиль и стеклянный дымоход заменены на устройство из трех лампочек. С момента создания, это была чрезвычайно дорогостоящая конструкция, рассчитанная на самых богатых клиентов фирмы. Цена ее в 1906 г. была на уровне 500 $, при средней заработной плате в стране 22 цента в час. Сейчас Spiderweb остается одной из наиболее привлекательных Тиффани-ламп и самой дорогостоящей. В 2012 г. «Паутина» была продана с аукциона Sotheby’s за 3 250 000 $ при начальной ставке 2 500 000 $. В мире известно всего семь конструкций этой модели. На фотографии — экземпляр, признанный лучшим по цветовому решению, подбору стекла и сохранности. Высота лампы составляет 30 1/4 дюйма, диаметр абажура — 19 дюймов.


Лампа Spiderweb

Лампа Wisteria

«Глицинии», пожалуй, самая знаковая конструкция среди, произведенных Tiffany Studios ламп и считается иконой американского арт-нуво дизайна. Изготавливалась примерно с 1903 г. «Глицинии» и «Лилии в пруду» были удостоены главного приза в Турине на первой итальянской международной экспозиции d’Arte Moderna Decorativa в 1902 г. Сложный рисунок абажура состоит из почти 2000 фрагментов. Каждый экземпляр отличается своими оттенками синего, с градацией от кобальта до аквамарина. Стоимость Wisteria в 1906 г. составляла 400 $. В 2013 г., при начальной цене 600 000–800 000$, лампа «Глицинии» была продана с аукциона Sotheby’s за 1 565 000$. Высота конструкции — 26 7/8 дюйма (68,2 см), диаметр абажура — 17 3/4 дюйма (45,1 см).


Лампа Wisteria

Лампа Bat

В 2013 г. на Sotheby’s вместе с «Глициниями» выставлялась лампа «Летучая мышь» (оценочная стоимость 550 000–750 000$). Лампа продана не была, хотя это одна из самых редких моделей (известны только пять штук). Популярный арт-нуво сюжет был редким в декоре от Тиффани. Это одна из ранних моделей перестала выпускаться в 1910 г., когда Tiffany Studios прекратила делать металлические основания с мозаичной инкрустацией, вероятно, из-за большой их трудоемкости и себестоимости. Стилизованный бронзовый паук, который служит крышкой абажура, первоначально был создан для модели «Паук».


Лампа Bat

Безымянная лампа

Пожалуй, эта лампа самая уникальная. Она не имеет названия и остается в единственном экземпляре. Разработанный проект не был запущен в производство. Очевидно, предмет не предназначался для продажи. Абажур без клеймения. На бронзовой мозаичной базе есть оттиск TIFFANY STUDIOS NEW. YORK.

Конструкция оставалась в студии до закрытия и банкротства предприятия. После смерти Л.К. Тиффани лампа была продана общественным преемником художнику Чарльзу Берману в 1938 г. Сменив несколько владельцев, лампа выставлялась на торги дважды аукционом Sothebys в 1985 и 1992 году. Последний владелец — Такео Хориучи. Ваза продается на аукционе Michaan с начальной стоимостью 1 000 000–1 500 000 $. Если лот будет приобретен, интересно, какова будет его окончательная цена?


Единственный экземпляр
Тиффани-лампы

Великие мастера света и световых инсталляций.

Примерно в 1952 году Yves Klein (Ив Клян) начал рисовать монохромные картины. А к 1958 году его работы были выполнены в основном в «Международном синем цвете Кляйна» (International Klein Blue). В тот год он устроил свою первую «нематериальную» демонстрацию (выставку). Это была пустая комната в Галерее Iris Clert в Париже, где он показал «присутствие чувственности изобразительного искусства в образе «prima materia». Три года спустя он создал свою первую огненную картину, с помощью мощной газовой горелки, которую он использовал в качестве «кисти» по картонной поверхности, а она растворялась в дым.

В 1920-хх и 1930-хх происходила трансформация изображение от технологий цвета к технологиям освещения. Она достигла своего пика к 50-ым и 60-ым и выразилась в совершенно новых формах искусства, таких как люмино-кинетические скульптуры, световой балет, стеклянные калейдоскопы, световые короба и неоновые объекты.

Среди художников и людей искусства, которые занимаются новыми видами искусства можно выделить Nicolas Schoffer, Otto Piene, Adolf Luther, Hugo Demarco, Marc Adrian, Getulio Albiani, Martha Boto, ZERO group, Recherche d’Art Visuel (GRAV) group, Julio Le Parc, Francois Morellet и в том числе Dan Flamin.

Распространение света и его модуляции привели современных творческих мастеров к работе с пространством — художественному освещению комнат и различных помещений. Среди них можно особо выделить Gianni Colombo (1937–1993) и James Turell (до 1943).

Благодаря Дану Флавину (Dan Flavin 1933–1996) световые картины увеличились до размеров световых пространств. В этих работах и некоторых других использовались светодиоды и световые панели, у Nill Bell (до 1928), также Jenny Holzer (до 1950) и других, искусственный свет вытеснил концептуальный формат картин на панно.

Эта «нематериальность» в конце концов стала материальными картинками. Примерно в 1960-х движение ZERO с Gunter Ueker, Heinz Mack, Otto Piene и другими художниками, такими как Hermann Goepfer сделали свет центральной и главной темой своего творчества (искусства), с отражающими рельефами, металлическими элементами в картинах и световыми механизмами.

В 1963 году Flavin начал работать с люминесцентными лампами (но не с неоном). Пока световые короба содержали в себе свет, он в них был свободен и способен трансформировать и преображать пространство.

Все четыре стены, пол и потолок становились поверхностями единой картины. Настоящий свет сам становился искусством.

Пусть к дематериализации через белый свет был выстлан «белым манифестом» от Казимира Малевича (1879–1935) до Fontana. Также свою роль сыграли белые картины от Robert Rauschenberg (1925–2008), Manzoni и прочих. С белыми картинами, поле живописи и схожих направлений начали стремится к смешению с оптическим эффектом Ганцфельд или «полю всего». Эта концепция вдохновила Turelli к новому выражению времени и пространства: в 1980-х он назвал свои эмпирические световые поля пространствами «Ganzfeld Pieces» (Кусочку/Осколки Ганцфельд).

Возрождение модерна

Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.


Постер, Элтон Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Постер, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Постер, Джим Блэшфилд. Изображение: Wolfgang’s

Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайдинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: