Опалубка
Общие сведения
На фото мы видим один из вариантов конструкции опалубки.
Железобетонные кольца – одно из лучших решений для сооружения бетонных колодцев и септиков. Технические характеристики бетонных колец позволяют не беспокоиться об их целостности в условиях промерзающего грунта, что стало определяющим критерием при выборе материалов для наших климатических условий.
Однако далеко не всегда имеется возможность приобрести и доставить ЖБИ к месту строительства, ведь цена доставки часто превышает стоимость самого изделия. Учитывая, сколько стоит закопать бетонное кольцо, проект может обойтись в круглую сумму. В некоторых регионах и вовсе отсутствуют строительные склады или магазины, поэтому все приходится делать самостоятельно.
ЖБ кольца – лучшее решение для септика.
Для этого необходимо решить три задачи:
- Изготовить форму – опалубку для изделия;
- Замешать качественный бетонный раствор;
- Произвести укладку смеси в форму, а по завершении твердения освободить изделие от опалубки, не повредив последнюю.
Важно обеспечить простой демонтаж опалубки. Важно! Можно купить готовую опалубку, но тогда теряется весь смысл нашей затеи, ведь мы не собираемся открывать подсобное производство, а для одного строительства такое приобретение нерентабельно
Важно! Можно купить готовую опалубку, но тогда теряется весь смысл нашей затеи, ведь мы не собираемся открывать подсобное производство, а для одного строительства такое приобретение нерентабельно
Изготовление формы
Учимся делать форму для колец.
Кольцо из бетона представляет собой отрезок цилиндра с толщиной стенок от 80 до 160 мм. Таким образом, само изделие имеет внутренний и наружный диаметры, причем наружный больше внутреннего на 8 – 16 см. Значит, нам необходимо подобрать два стальных цилиндра с указанной разницей в размерах.
Совет! Бетонные кольца с дном можно сделать, залив предварительно плиту на дне ямы, в которую будет произведена установка изделия.
Стандартное кольцо имеет высоту 90 см при внутреннем диаметре 1 м, при этом толщина стенки обычно составляет 160 мм. Однако мы можем отойти от принятых в ГОСТ размеров и исходить из имеющихся подручных средств. Единственное, что необходимо учитывать – это толщину стенок не менее 10 см и адекватные для последующего монтажа высоту и вес изделия.
Стандартные размеры изделия по ГОСТ.
Кольца бетонные с замком изготовить сложнее, поэтому мы будем делать изделия с ровной кромкой.
Важно! Для наших целей подойдут металлические бочки, отрезки воздуховодов, труб и прочих подобных изделий. Также это могут быть небольшие цистерны или баки, главное – цилиндрическая форма, разница в диаметрах в пределах 10 – 15 см и прочные металлические стенки
Теперь к делу.
Изготовить форму самостоятельно вам поможет пошаговая инструкция:
- Берем подготовленный больший цилиндр и наносим на его внешней и внутренней стенках вертикальные линии друг напротив друга, причем внутренняя линия должна быть проекцией внешней. Вдоль этих линий снаружи привариваем оконные или дверные петли, по две с каждой стороны. Привариваем петли вдоль линии будущего разреза.
- Изнутри разрезаем по линии цилиндр болгаркой так, чтобы не повредить петли. С одной стороны также срезаем фиксаторы со шпинделей в петлях. Разрезаем цилиндр на две части и снимаем фиксаторы со шпинделей.
- Вытаскиваем шпиндели из петель и открываем изделие, несколько раз разрабатываем его. Форма должна легко открываться наружу. Открываем и разрабатываем цилиндр.
- Берем отрезок внутреннего цилиндра и наносим такие же линии, только на этот раз они должны делить окружность на две неравные части, одна из которых в два раза больше другой. Вдоль этих линий привариваем такие же петли, только изнутри. Привариваем петли изнутри вдоль линий.
- Разрезаем цилиндр надвое снаружи болгаркой, стараемся не повредить приваренные петли. Срезаем фиксаторы шпинделей с одной стороны и открываем меньшую створку внутрь, разрабатываем ее ход. Зеленым цветом обозначена подвижная створка, которая открывается внутрь.
Важно! Высота внутреннего цилиндра должна превышать высоту наружного на 10 – 15 см для удобства укладки бетонной смеси
Как и из чего сделать формы для бетонных колец
Заводские формы делают из листового металла, усиливают ребрами жесткости. Толщина металла — 3-8 мм в зависимости от габаритов кольца.
Формы для колодезных колец чаще всего делают из металла
Из бочек с толстыми стенками
В домашних условиях выгнуть листовой металл с требуемым радиусом кривизны совсем непросто. Намного легче найти две толстостенные бочки с разными диаметрами. Диаметры должны отличаться на 14-16 мм. В таком случае толщина стенки получится 7-8 мм. Для колодезного кольца с армированием — то, что требуется.
Чтобы проще было с формой для железобетонных колец работать, можно две половинки скрепить дверными петлями
У бочек обрезают дно, внутреннюю часть делают выше примерно на 10 см — так удобнее. Чтобы можно было снимать опалубку с готового кольца, бочки распиливают вдоль на две части. Половинки надо надежно соединять. Сделать это можно по-разному:
- приварив уголки с просверленными дырками, стягивать болтами;
- сделать «ушки» в которые забивать клинья.
Чтобы внутреннюю часть не повело, к каждой половинке надо приварить несколько распорок, которые будут удерживать стенки от искривления.
Вставив одну часть опалубки в другую, выставляют их на одинаковом расстоянии одну относительно другой (замеряя зазор по кругу). В нескольких местах сверлят отверстия — под шпильки, которыми они будут фиксироваться. Шпильки — отрезки прутка с обоих сторон которых нарезана резьба. Отверстия располагают одно напротив другого, чтобы можно было надежно зафиксировать части опалубки.
В просверленные отверстия вставляют шпильки, затягивают гайками. При не очень большой толщине стенок формы для бетонных колец, скорее всего, придется подкладывать под гайки большие шайбы или вырезанные из металла пластины с отверстием — чтобы при заливке бетона форму не погнуло.
Из листового металла
При желании можно сделать формы для бетонных колец и из полосы листового металла и деревянных брусков, которые будут придавать опалубке жесткость. Отрезаете полосу нужной длинны — по длине окружности + 10 см на соединение. Ширина полосы — равна высоте кольца + 10 см. Внизу и вверху загибаете бортики по 5 см, по краю полосы делаете такой же бортик. В боковом бортике просверливаете отверстия под стягивающие болты. Верхний бортик надрезаете каждые 20-25 см (меньше, если диаметр кольца небольшой). Теперь полосу можно согнуть — получиться кольцо. Но оно очень нестабильное — «играет». Жесткости можно придать при помощи деревянного каркаса.
Формы для бетонных колец можно сделать из листовой стали
Из бруска нарезаете куски по 20-25 см длиной. Их крепите под бортик сверлите отверстие в металле, прикручиваете на саморезы отрезки брусков. При длине брусков в 20-25 см форма получится не круглой, а многогранной. Если для вас это критично, можно сделать надрезы чаще, короче напилить бруски. Укрепить также надо высоту. Для этого тоже используют бруски. Крепить их надо почаще — чтобы стенки не прогибались.
Если умеете пользоваться сваркой, можно пойти другим путем. Кроме листового металла понадобится профилированная труба квадратного сечения. Подойжет 15*15 мм или 20*20 мм. Сначала требуется согнуть по четыре одинаковых полудуги из профильной трубы. Четыре больших — для наружной опалубки и четыре поменьше — для внутренней. К дугам приварить вырезанные полосы металла.
Как основу использовать дуги из профильной трубы
Из деревянных досок или брусков
Если с деревом работать вам проще, можно собрать формы для жб колец из древесины. Их собирают из нешироких планок, внизу и вверху фиксируют при помощи кольца. Кольцо может быть из металла, например, из согнутой профилированной трубы. Ее на трубогибе можно выгнуть с требуемым радиусом кривизны.
Формы для производства колец можно сделать из древесины
Если бондарное искусство — ваш конек, можно дуги сделать тоже из древесины. Материал не столь важен. Важна прочность и жесткость полученной формы
Обратите внимание, что бортик крепится снаружи большей опалубки и изнутри меньшей
Важно! Чтобы снималась опалубка легко, перед заливкой формы надо смазать. Если планируете использовать бетонные кольца для колодца с питьевой водой, использовать можно подсолнечное масло. Если предполагается какое-то техническое сооружение, можно в качестве смазки использовать отработку смешанную с машинным маслом или с ДТ (или чистое машинное масло)
Если предполагается какое-то техническое сооружение, можно в качестве смазки использовать отработку смешанную с машинным маслом или с ДТ (или чистое машинное масло)
Если предполагается какое-то техническое сооружение, можно в качестве смазки использовать отработку смешанную с машинным маслом или с ДТ (или чистое машинное масло).
Размер колец для колодца по ГОСТу
Для изготовления колодезных колец используют бетон марки М200. Его компоненты: цемент, песок, щебень и вода. Для улучшения прочностных характеристик в форму устанавливается стальная арматура
Обращаем ваше внимание, что бетонные изделия с арматурой внутри — это отдельная категория. Так что если нужны железобетонные кольца для колодца, их надо искать отдельно
Не все заводы выпускают такую продукцию.
Расшифровка маркировки
Для питьевых колодцев часто используют только один тип колодезных колец — КС. В маркировке дальше идут две цифры через точку. Например, КС 10.6. Первая цифра — это внутренний диаметр, указанный в дециметрах. Один дециметр равен десяти сантиметрам. Чтобы узнать диаметр кольца в сантиметрах, эту первую цифру надо умножить на десять (по сути, просто добавить ноль в конце). Например, КС 10.6 — внутреннее сечение 10*10= 100 см. КС 15.9 — 15*10 = 150 см.
Вторая цифра в маркировке колец для колодца — высота в дециметрах. Перевод аналогичен: надо умножить на 10 (после цифры дописать ноль), получим сантиметры. Рассмотрим все те же примеры: КС 10.6 — высота 60 см (по ГОСТу высота 590 мм, то есть 59 см). Для КС 15,9 — высота кольца 9*10 = 90 см (по ГОСТу — 890 мм, то есть 89 см).
В пункте ниже есть выдержка из ГОСТа 8020-90, в котором указаны точные размеры. Если посмотреть на цифры, видим, что высота везде в маркировке стоит округленная. Показана больше, чем должно быть по нормативу. Так что имейте в виду, что по факту высота будет меньше на 1 см. И это не отклонение, а соблюдение ГОСТа. Например, КС 10.6 — в высоту по стандарту 59 см, а если расшифровать, то получается 60 см. Это стоит учесть и при измерениях.
Какие бывают размеры колодезных колец
Принято определять размер колец для колодца по внутреннему диаметру. Именно он и указывается при маркировке. Наружный диаметр может быть больше или меньше — в зависимости от того, нормальной прочности кольцо или усиленное. В таблице указаны параметры для изделий нормальной прочности.
- КС 7.3 и КС 7.9. Размер внутри — 70 мм, две высоты — 29 см и 89 см. Они используются редко, так как маловаты. Могут применяться для небольших ливневых систем. Но там чаще ставят пластиковые — они практичнее и легче.
- Следующий размер — метровые КС 10.3, КС 10.6 и КС 10.9. Внутреннее сечение — 100 см, три возможных высоты: 29 см, 59 см и 89 см. Это практически самые ходовые габариты. Оптимальный размер КС 10.6 — они проще в установке чем те, которые на 90 см.
- Редко встречается размер КС 13.9. Его по каким-то причинам заводы игнорируют.
- Следующая ходовая позиция — на полтора метра в диаметре. КС 15.6 и КС 15.9. Этот размер колец подходит, если надо хранить большие объемы. Его иногда применяют для питьевых колодцев, но чаще для септиков или отстойников.
- Двухметровые колодезные кольца есть в трех размерах: КС 20.6, КС 20.9 и КС 20.12. Применяют их обычно для септиков. Собирают иногда и питьевые колодцы, если надо обеспечить большой расход воды. Как видите, тут впервые встречается высота кольца 119 см (в маркировке 12 после точки).
- Самый большой размер колец для колодца — два с половиной метра. КС 25.12. В быту они применяются редко, так как установить без спецтехники их нереально.
Если говорить о массе колец, то она зависит от нескольких факторов. Первый — марка бетона, тип заполнителя. Второй — количество и размеры (масса) арматуры. Третий — толщина стенки. Так что у каждого производителя масса получается своя. Выше приведена таблица одного из заводов
Обратите внимание: толщина стенки указана от 70 см до 100 см. Если посмотреть в таблицу ГОСТа, там минимальная толщина стенки — 14 см для КС 7
Для КС 10 уже идет 16 см, а дальше — 18 см, 20 см. Так что те, которые будут изготовлены по стандарту, будут примерно в два раза тяжелее.
Разновидности колодезных колец
Виды колец
Кольца для колодца могут быть изготовлены из двух материалов:
- Бетона.
- Полимерные
Особенности:
- И те, и те имеют отличные свойства и характеристики. Они широко используются для сооружения колодцев водообеспечения.
- С ними процесс сооружения конструкции довольно прост и все действия очень быстро выполняются.
Виды бетонных колец
Кольцо для колодца из бетона изготавливается из:
- Раствора бетона.
- Арматуры.
- Различных добавок, которые увеличивают его прочность и экологичность.
ГОСТ 8020 90 колодезные кольца бывают нескольких марок:
- КФК — кольца, которые используются для обустройства канализационного колодца.
- КЛК — кольца для обустройства ливневой канализации.
- КДК — для организации внутриканальных сетей — переходные колодцы с различным оборудованием или специальными переходными трубами.
- КЛВ — эти кольца универсальные, так как могут быть использованы для водопроводного и для ливневого колодца.
- КВГ — предназначены для обустройства газопроводный и водопроводных колодцев и сетей.
По своим характеристикам железобетонные кольца могут быть:
- КО — опорные кольца.
- КД — доборные.
- КС — стеновые.
- КПН — кольцо с днищем.
- Есть еще кольца с четвертью и плитами перекрытия: КПП, К 10 10.
Подробнее:
- Опорные кольца для колодцев нужны в том случае, если будет в дальнейшем сооружаться люк. Они устанавливаются перед плитой перекрытия и могут обеспечить надежное закрепление люка.
- Кольца стеновые для колодцев представляют собой обычные жби кольца, которые в процессе сооружения колодца устанавливаются друг над другом. Все стыки обязательно заливаются бетонным раствором, чтобы обеспечить их надежное закрепление.
Доборные кольца
- Замковые колодезные очень похожи на обычные бетонные. Основным их отличием будет то, на них них есть специальный замок. Называются они еще пазогребневые. Кроме замка на верхней части, есть на нижней специальные гребни. Конструкция, которая собирается из такого типа колец отличается своей прочностью.
- Также есть определенные лунки, которые заполняются в процессе установки бетонным раствором. Все они при надежном закреплении не способны иметь сдвиги по горизонтали. В их производстве также принимает участие арматура, которая придает им большую прочность.
- Кольца с дном не представляют особой сложности в своей конструкции, так как изготавливаются по типу стеновых, только дополнительно оснащаются дном. Соответственно, укладываются в процессе сооружения на дно конструкции и служат для нее опорой.
- Есть еще регулировочные кольца для колодцев. Они используются для того, чтобы увеличить глубину колодца в диапазоне 50 см. Это позволяет получить более чистую воду. Изготавливаются они из железобетона или ПВХ.
Полимерные кольца для колодца
Эти кольца также изготавливаются в соответствии с ГОСТом.
Они:
- Более практичные.
- Имеют небольшой вес.
- Могут быт аналогичных типов, что и бетонные.
- Чаще всего используются для обустройства канализационных колодцев, так как легко собираются в готовые полимерные конструкции с дном.
Сколько стоит колодезное кольцо такого типа:
- Цена на полимерные кольца ниже, чем на бетонные.
- Обусловлено это универсальностью пластика, который используется для их изготовления.
- Поднимать кольца легко можно своими руками и не использовать специальное оборудование, как при установке железобетонных колец.
Размеры колец:
- Внутренний диаметр — 50-60-70-80 см.
- Высота — 10-70 см.
Виды полимерный колец:
- Доборные.
- Стеновые.
- Опорные.
- С дном.
- С плитой перекрытия.
- С крышкой и без нее.
Только при этом, кольца с дном более герметичны, чем железобетонные конструкции такого же типа. Многие профессионалы рекомендуют заменить старый способ обустройства колодца железобетонными кольцами, на более новый — с применением полимерных колец.
Металлическая опалубка
Данный вариант проще в изготовлении, гораздо долговечней, плюс металл не впитывает влагу. Но для него вам понадобятся 2 металлические или пластиковые бочки или трубы подходящего диаметра для внутреннего и внешнего контура.
Далее, по диагонали проводим на плоскости внешнего цилиндра 2 вертикальные линии. На их границе, с внешней стороны нужно закрепить, приварить или склепать, 2 – 3 навеса для окон. После чего контур разрезается болгаркой по разметке. Но будьте осторожны, не повредите навесы.
Скрепляющие стержни навесов также срезаются, но только с одной стороны, чтобы можно было их достать и обратно вставить.
Внутренний контур делается аналогично, только навесы крепятся изнутри цилиндра. Размеры секторов здесь нужно делать разными, так они легче будут сниматься. Меньший сектор должен составлять 1/3 от диаметра цилиндра.
Процесс изготовления подобных бетонных изделий своими руками
Наружная (а) и внутренняя (б) стенки опалубки из досок: 1 – кольца; 2 – стенки.
Для того чтобы изготовить подобные кольца, понадобится установить на ровной площадке (деревянном щите) стенки изготовленных опалубок (должны быть одна в другой). При этом необходимо позаботиться о том, чтобы стенки были на ровном расстоянии друг от друга. Между стенками опалубки нужно будет расположить каркас из арматуры.
Арматура, которая будет использоваться, должна быть изготовлена следующим образом. Между стенками опалубки нужно вертикально равномерно расположить 10-12 стальных стержней, диаметр которых 8-10 мм. С помощью сварки необходимо закрепить кольца из стальной проволоки, диаметр которой должен быть 6-8 мм. Расположить их нужно по окружности через каждые 160-200 мм, после этого прикрутить с помощью тонкой проволоки монтажные петли к кольцам.
Перед тем как выполнять заливку, арматуру нужно будет очистить от ржавчины.
В итоге каркас, который был получен, необходимо зафиксировать между опалубками клиньями, которые нужно будет удалять по мере заполнения формы бетоном.
Для того чтобы избежать прилипания бетона к стенкам опалубки, нужно будет смазать их с помощью отработанного машинного масла либо обклеить полиэтиленовой пленкой.
Подобную массу, которая получилась в виде густого теста, необходимо уложить в форму слоем, толщина которого приблизительно 100 мм. После этого тщательно уплотнить материал стальным штырем, диаметр которого примерно 20 мм. Такой способ называется отбивка. С помощью него нужно заполнить всю опалубку, при этом последнюю сверху закрыть от солнца с помощью плотной ткани.
Заполнение опалубки может происходить с помощью сметанообразной массы (В/Ц = 0,7), которая уплотняется. Это называется отливкой. Изготовления, которые были выполнены с помощью отбивки, освобождать от опалубки можно через 3-4 дня, а при помощи отливки – через 5-7 дней.
Раковины, которые были образованы, нужно замазать цементным раствором. Стоит заметить, что в отлитых изделиях раковин намного меньше, чем в отбитых.
После того как была снята опалубка, изделие необходимо будет оставить на щите на 1-2 недели, при этом укрыв его от солнца. В течение 3-5 дней понадобится каждый день 4-5 раз увлажнять водой. Это способствует повышению прочности бетона. В конце нужно тщательно удалить машинное масло с полученных изделий.
Самодельные формы для изготовления бетонных колец
Многие владельцы частных домов довольно успешно изготавливают формы для производства колодезных колец самостоятельно. Поскольку применяется она не часто, то нет смысла тратить довольно большие деньги для приобретения заводского жб. изделия. Если, конечно, вы не собираетесь наладить производство для продажи. А изготовить 3-4 бетонных кольца для колодца или сливной ямы можно и самому. Сделать такую форму можно из подручных материалов.
Что это дает:
- Экономия средств при приобретении готового изделия;
- Не нужно доставлять кольца к месту установки;
- Уверенность в надежности и качестве конечного продукта;
- Можно сдавать опалубку в аренду, и тем самым вернуть потраченные деньги.
Как изготовить опалубку?
Как и из чего делается опалубка для жб. кольца? Самый удачный вариант получится из старых бочек или отрезка трубы большого размера. Можно использовать и пластиковые цилиндры. Все подобные изделия имеют геометрически правильную форму, которую довольно трудно сделать из листа металла. Ведь для этого потребуется специальное оборудование – листогиб.
Опалубка для железобетонных колец состоит из деталей, изображенных на чертеже. Вам предстоит сделать четыре детали примерно такой формы, которая изображена на чертеже:
- У бочек вырезается днище, внутренняя часть изготавливается выше, чем наружная;
- Делаем разметку, которая делит бочки по вертикали на две одинаковые части (снаружи и внутри);
- Используя сварку или заклепки, крепим по обе внешние стороны вдоль линии разметки металлический уголок (желательно сплошной);
- В углах сверлятся отверстия, предназначенные для последующего скрепления болтами;
- Затем аккуратно разрезаем бочку по внутренней разметке, используя болгарку с максимально тонким камнем.
Точно таким же образом проходит изготовление внутреннего кольца, стой разницей, что уголки усиления нужно крепить с внутренней стороны.
В данном видео показывается работа установки для изготовления жб. колец, которую может сделать любой желающий.
Вывод: изготовить бетонные кольца своими руками достаточно просто, имея необходимый инструмент и навыки работы с металлом.
Технология изготовления
Для изготовления железобетонных колец для колодцев используется бетон марки 200 с установкой арматурного пояса из прута диаметром 0,5 – 10 мм. Форма устанавливается на ровную поверхность или специальную подставку. Затем укладывается арматура и сверху подается полусухой раствор. После того, как будет включена вибрация, потребуется досыпка смеси до верхнего уровня. Заглаживание торца осуществляется после завершения процесса формования.
Многие варианты формы для колец спроектированы и изготовлены так, что имеется возможность перемещения к месту для распалубки вместе с уже готовым кольцом. Сегодня многие производителе изготавливают кольца с замками. Это система стыковки паз- гребень. Такой тип монтажа позволяет сделать почти полную водонепроницаемость и плотность соединения, предохраняет уже готовую шахту от смещения по горизонтали.
Приготовление бетонной смеси
Есть несколько вариантов приготовления бетонной смеси. Они зависят от области применения жб. изделий (прокладка коммуникаций, строительство колодцев или смотровые шахты), и грунта, в котором будет проводиться установка.
Составы смеси:
- 1 часть цемента марки 200 — 1 часть мелкого песка – 2 части дорожного гравия;
- 1 часть цемента марки 300 – 1 часть речного песка – 2 части отсева.
Для набора необходимой прочности готового кольца, должны быть соблюдены температурные и временные режимы. Жб. изделие необходимо выдержать при температуре + 20°С в течение двух суток. Но предпродажная прочность застывшего бетона должна быть 70% и выше. А для этого понадобиться 7 суток.
Устанавливаемые стандарты
Важным моментом назовем то, что бетонные кольца производятся согласно установленным стандартам ГОСТ 13015-2003 и ГОСТ 8020-90. Некоторые производители используют другие стандарты.
При выборе рассматриваемого строительного материала нужно уделить внимание тому, чтобы производитель соблюдал все установленные стандарты. Они определяют следующие моменты:
- Показатель прочности.
- Диаметр и шаг расположения армирующих прутьев.
- Марку используемого бетона.
- Показатель проницаемости поверхности.
Если кольца не будут соответствовать установленным стандартам, то срок эксплуатации создаваемой конструкции и ее надежность существенно снижаются.
Достоинства и недостатки
Помимо характеристик прочности и долговечности, к преимуществам использования можно отнести такие особенности, как:
- быстрота монтажа (если сравнивать с кирпичной выкладкой), несмотря на необходимость использование вспомогательной грузоподъёмной техники;
- относительно доступная стоимость на любое железобетонное изделие;
- удобство в устройстве при плотном прилегании и соединении изделий с замком без просветов;
- срок службы, может быть больше 50-ти лет.
Недостатками можно назвать такие немаловажные моменты:
- довольно трудоёмкий процесс монтажа с обязательным привлечением грузоподъёмных механизмов и дополнительной рабочей силы;
- сложности при перевозке;
- при неквалифицированном монтаже стенки могут начать распадаться по истечении срока 5–6 месяцев;
- при несоблюдении правил эксплуатации или в случае несвоевременных мер по гидроизоляции стенок бетонных колодцев для канализации, бетонная поверхность может разрушиться, а арматурная сетка, установленная внутри изделий, подвергается коррозии и деформации.
Необходимая форма
Рассмотрим, как делается форма для бетонных колец. Она выполняется из прочных металлических листов. Состоит из трех одинаковых фрагментов для внутреннего кольца и трех аналогичных фрагментов большего размера для внешнего кольца.
Главное ее правильно собрать:
- на болтах собирается меньшее кольцо;
- поверх него собирается большее кольцо;
- между собой они фиксируются специальными скобами.
Примечание. Таким образом собирается форма. Далее в нее помещается армирующая сетка так, чтобы она располагалась посреди, между обеих форм. После этого форма заливается жидким бетонным раствором и тщательно утрамбовывается
Важно его хорошо утрамбовать и армирующую сетку разместить внутри будущего бетонного изделия.
Виды бетонных колодезных колец
Бетонные кольца применяют при устройстве колодцев различного назначения. Из них собирают питьевые, канализационные, сточные колонны и отстойники, резервуары. Также из них строят канализационные отстойники, септики. В ГОСТе 8020-90 определены все виды изделий для изготовления сетей и колодцев в частности. Не все они применяются в быту. Чаще всего применяют следующие виды колец:
-
КС — кольцо стеновое или сквозное. Представляет собой бетонный цилиндр. Установленные один на другой, они образуют колонну колодца. Бывают разного диаметра — от 70 см до 200 см, с толщиной стенки от 5 до 10 см. Могут быть:
- обычные с ровным краем, стандартной толщиной стенки;
-
со сформированным выступом — для замкового стыка;
Бетонные кольца для стенок колодцев могут быть с фальцевым краем — это когда сформирован выступ для замкового соединения
- усиленные — с большой толщиной стенки для случаев глубокого заложения;
- армированные — с введенной арматурой.
- КЦД — кольца бетонные с дном. Представляют собой подобие стакана с литым дном. Устанавливаются при сборке канализационных колодцев и отстойников, септиков. Гарантируют герметичность и ускоряют монтаж — не надо заливать плиту для дна.
- КЦО — кольцо опорное. Устанавливается на собранную колонну под горловину. Позволяет вывести крышку колодца на нужную высоту.
- КО — кольцо опорное. Устанавливается в качестве фундамента колодца. Имеет небольшую высоту, но толстые стенки.
По стандарту стенки колец могут иметь технологический уклон не более 1.5%. Но при этом толщина стенки и внутренний диаметр посередине высоты должны совпадать с нормативными. А вообще, ровные стенки, отсутствие каверн и трещин — признак нормального качества.
Плиты для перекрытия и основания
Еще при устройстве колодцев могут понадобиться плиты. Некоторые из них кладут на дно, другими закрывают сверху. При устройстве питьевых колодцев, бетонные плиты кладут нечасто — чаще делают домик для колодца. При сборке септиков из колодезных колец, часто плиту основания заливают, а не укладывают готовую. Так что без этих изделий можно обойтись, но их использование сокращает сроки работ. Вообще, в ГОСТе есть такие виды плит для колодцев:
- ПН — плита днища. Это плоский круглый блин, который кладут на дно вырытого котлована.
-
ПО — плита опорная. Это прямоугольная плита с круглым отверстием по центру. Ею накрывают колодец, если сверху требуется прямоугольная, а не круглая площадка.
Виды плит перекрытия для колодцев
- ПД — плита дорожная. Похожа на ПО, только имеет прямоугольные габариты и большую толщину. Кладут на верхнее кольцо колодца, если он выходит на проезжую часть.
- ПП- плита перекрытия. Это круглый блин с круглым отверстием под крышку люка. Отверстие смещено к одному из краев для более удобного доступа.
Стандарт допускает наличие скоса на боковых гранях плит, изготовленных в неразъемных формах. Но качество бетона, отсутствие трещин, каверн и других серьезных изъянов — все это признаки нормального качества.
Как выбирать размер колодца
Когда вы определились с конструкцией колодца, знаете какое хотите дно, как и чем накроете колодец, самое главное — определиться с размерами КС. Все остальные элементы выбирают того же типоразмера. Они разработаны так, что подходят один к другому. А количество звеньев определяется исходя из необходимого объема или примерно рассчитывается ориентируясь на глубину залегания водоносного слоя. Для отстойников, септиков, ливневых колодцев считают исходя из необходимого объема хранения.
Размеры колодезных колец всех типов должны совпадать
Назначение и конструкция бетонных колец
Железобетонные кольца используются при проведении инженерно-технических работ на стройке. Изделия широко применяются при оборудовании автономной канализации: смотровые и фильтрационные колодцы, септики. Их можно встретить при оборудовании городских дорог, мостов, магистралей, объектов ландшафтного дизайна и очистных сооружений.
Железобетонные кольца
Прочность и долговечность конструкции позволяет устанавливать их в колодцах для добычи воды.
Существует несколько разновидностей изделий:
- кольца с плоским торцом;
- кольца с замковым торцом;
- ремонтные;
- опорные.
Характеристики колец с замком
Для устройства колодцев применяются изделия с маркировкой КС- кольцо стеновое. Бетонные кольца с замком – это конструкция, имеющая углубления в торцевой части. Функция замка препятствовать сдвигу колец под давлением грунта и обеспечение герметичности.
Характеристики стандартных колец
Колодезные кольца представляют собой конструкцию цилиндрической формы, имеющую каркас из металлической арматуры. Для производства элементов используется бетон марки не ниже М200. Востребованность изделий объясняется их положительными качествами:
- прочность – материал не разрушается под действием влаги и нагрузок;
- долговечность, срок службы составляет 50 лет;
- экологическая безопасность, бетон не оказывает негативного влияния на воду;
- герметичность конструкции – грамотно сформированная конструкция не пропускает влагу.
Конструкция кольца
Оборудование
Производство железобетонных колец, крышек и днищ не требует высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования. Так что основное оборудование для производства жби колец это формы для жби колец извиняюсь за тавтологию, ну конечно нам не обойтись без бетоносмесителя, нескольких лопат мастерка и пары ведер.
Для начала можно поискать в интернете и купить оборудование бывшее в употреблении или вообще арендовать в дальнейшем конечно, когда вы выйдете в плюс желательно приобрести все новое.
Несомненно, одним из самых важных составляющих оборудования являются формы для изготовления колец, крышек и днищ. Их для начала можно попробовать заказать в кустарную мастерскую или сразу качественные заводские. Цена форм распространенных размеров 1×0,9м, 1,5×0,9м м 2×0,9м будет около 40, 60 и 80 тысяч рублей соответственно. Кроме этого вам будут нужны формы для производства крышек и днищ для колец каждого размера. Их цена будет варьироваться в пределах 10, 12 и 15 тысяч рублей соответственно. Таких форм для начала вам нужно будет по одной для каждого размера кольца.
Помимо форм вам нужно продумать чем вы будете поднимать готовые изделия по площадки и последующей погрузки их в автотранспорт, а также для съема форм. Самое распространенное в этом случае оборудование — это кран-балка или погрузчик, который может выполнять те же самые функции, ну а лучше этого всего будет кран-манипулятор. С помощью него вы еще и сможете организовать доставку и монтаж изделий. В плохую погоду, когда будут небольшие заморозки вам потребуется тепловая пушка для уменьшения времени ожидания схватывания бетона.
На рисунке вам демонстрируются все распространенные размеры колец крышек и днищ. В дальнейшем вам можно будет расширить ассортимент изготавливая доборы — это кольца высотой 0,3 м и 0,6 м.